100 историй. Война в судьбе моей семьи, моего города

Труженица тыла. Шла война… Тогда всем было тяжело: и тем, кто воевал на передовой, и тем, кто трудился в тылу. В Бугульминском железнодорожном депо был установлен в годы войны 12-часовой рабочий день. Необходимо было обеспечить бесперебойное снабжение фронта всем необходимым. Рабочие ночевали порой в депо, обогреваясь у стационарного котла.

Тыл держался на плечах женщин, стариков и детей. Они заменили ушедших на фронт мужчин. Одна из них - Вера Николаевна Шалдыбина - первая женщина Бугульминского района, получившая право на управление паровозом.

И паровозы шли. По графику. Пассажиры были самые разнообразные. Особенно чутко тыловики относились к эвакуированным. Их тепло принимали в селах и городах нашей страны, обеспечив в первую очередь питанием и жильём.

Вера Шалдыбина была хорошим помощником машиниста, иначе нельзя. Вера Николаевна следила за исправностью всех механизмов поезда, в дороге своевременно и точно выполняла указания машиниста по уходу и обслуживанию локомотива. Помогала кочегару бросать угль в топку (18 тонн требовалось в дороге), а то и сырые дрова, которые в мороз и дождь заготавливали местные комсомольцы. Приходилось устранять аварии, бегать за ворами, которые похищали из вагонов теплые вещи, собранные бугульминцами для бойцов Красной Армии.

Вера Николаевна Шалдыбина - кавалер ордена Ленина, в период работы на должности инженер по безопасности движения поездов награждена медалью «Ветеран труда».

Несмотря на все тяготы Великой Отечественной войны, люди верили в Победу. Много воды утекло со дня её окончания, но память о героических подвигах наших солдат на фронте и доблестном труде в тылу жива и поныне. Она будет жить не только в воспоминаниях ветеранов, которых практически не осталось, и в документах, но и в сознании новых поколений людей.

Методист Гульчачак Гарипова
Фото из архива краеведческого музея г. Бугульма РТ

                                                                                              jObXCKcOIkI